
Автомобильный аккумулятор – не самый сложный и капризный элемент, но именно он дает начало движению автомобиля, когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания или нажимаете на кнопку «Start». И от того, в каком состоянии находится устройство и его контакты, нередко зависит запуск двигателя в целом.
Неполадки в работе автомобильного аккумулятора или правильно говоря, аккумуляторной батареи обычно проявляются с наступлением зимы. Именно зимой в работу АКБ вмешиваются несколько неприятных факторов: отсыревание контактов из-за перепадов температур и ускорение коррозии, а также низкие температуры. Зимний холод является естественным ингибитором, т.е. замедлителем электрохимических процессов, протекающих в аккумуляторной батарее. В результате, даже новая батарея вдруг становится неспособной давать пусковой ток, необходимый для вращения якоря стартера для успешного запуска двигателя. Положение может усугубляться наличием коррозионной пленки между контактными клеммами, утечкой тока по отсыревшему корпусу, а также низкой плотностью электролита.
Срок службы аккумулятора автомобиля
Обычно, срок службы обычной свинцово-кислотной акб в наших климатических условиях составляет около 3-4 лет. Вместе с тем, при должном уходе и обслуживании батарея способна служить 5 и более лет. О том, как этого возможно добиться, а также о частых ошибках при эксплуатации аккумуляторов и войдет в дальнейшем наша речь.
В различных источниках описано множество проблем и причин преждевременного выхода из строя автомобильных аккумуляторов, но самой простой и распространенной причине преждевременной гибели отчего-то уделяется слишком мало внимания. Речь идет о состоянии контактов. Плохо затянутые, окислившиеся контакты часто являются самой распространенной причиной проблем с аккумулятором. Когда он перестает выдавать пусковой ток, многие просто заменяют его, даже не удосужившись проверить состояние клемм. А между тем, в большинстве случаев виновата коррозионная пленка, образовавшаяся на клеммах в результате неплотного контакта и брызг электролита.
В зависимости от того, насколько запущены контакты, толщина оксидной пленки может варьироваться от нескольких микрон, до внушительного слоя рыхлого желтовато-серого налета. Именно этот налет и является источником всех бед автовладельца. И речь здесь идет не только о автомобилях с большим пробегом. От его появления не застрахованы даже счастливые владельцы нового автомобиля, недавно пригнанного из салона.
Клеммы аккумулятора закрыты защитными чехлами или кожухами, но это не является гарантией их отличного состояния, поэтому даже на новом автомобиле необходима периодическая ревизия контактов аккумуляторной батареи. Какими неприятностями грозит появление оксидной пленки? Дело в том, что окислы на контактах создают дополнительное сопротивление как пусковому току, так и току зарядки от генератора. Причем, величина сопротивления может быть от нескольких Ом, до нескольких десятков кОм. Иногда может наблюдаться «полупроводниковый эффект», когда сопротивление окислов току запуска незначительно, а ток зарядки от автомобильного генератора значительно ослабевает. В результате, аккумуляторная батарея систематически недозаряжается. Со временем в ней протекают необратимые процессы, и к наступлению зимних холодов батарея не может выдавать ток для нормального вращения якоря стартера.
Правила эксплуатации аккумуляторов
Как устранить окислы с контактов эффективно и надолго? Многие советуют периодически зачищать контакты наждачной бумагой, а затем смазывать их техническим вазелином. Чтобы полностью устранить проблему, необходимо зачистить и промыть клеммы раствором пищевой соды, после чего смазать их специальным защитным составом. После чего клеммы следует надежно закрепить на устройстве. Такой способ позволит надолго предохранить контакты от коррозии.
Другая причина коррозии и утечки заряда – пары электролита, оседающие в виде брызг на корпусе батареи. Для их устранения, аккумулятор обязательно следует очистить, промыть раствором пищевой соды, после чего протереть насухо чистой ветошью. Таким способом нейтрализуется электролит, попавший на корпус. Процедуру промывки и очистки корпуса и контактов следует проводить не менее двух раз в сезон, особенно перед наступлением зимних холодов. В этом случае батарея будет получать зарядку с минимальной утечкой.
Еще одна причина разряда – постоянная езда со включенными фарами ближнего света. Особенно это актуально для старых моделей автомобилей, чья электрика не предназначена для постоянного включения фар, когда токи разрядки могут достигать значительных величин. Решением этой проблемы можно считать установку светодиодных ходовых огней, потребляющих значительно меньшую мощность.
Другой вариант – необходимость периодической подзарядки аккумулятора при помощи сетевого зарядного устройства. Важно, чтобы ток зарядки составлял не больше 10% от емкости батареи. Например, оптимальный ток зарядки для аккумулятора, емкостью 55Ач составляет 5,5 А.
Еще одна причина плохого самочувствия АКБ – это несоответствие генератора. Некоторые умельцы стремятся увеличить мощность и эффективность электрической системы своего автомобиля установкой более мощного генератора или аккумулятора большей емкости. Такой поход можно считать не только ошибочным, но и опасным. Дело в том, что генератор большей мощности дает большую нагрузку не только на двигатель, но и на все электрические цепи. И дело не только в увеличивающемся расходе топлива и кипении электролита в аккумуляторе. Возрастающий ток способен стать причиной пожара. Установка аккумуляторной батареи большей емкости также не способна решить проблему. Например, установка аккумулятора, емкостью 65 или даже 75 Ач при стандартном генераторе, выдающем ток зарядки 5,5 А, приведет к постоянному недозаряду батареи и снижению ее работоспособности.
Проверка плотности электролита
Если у вас установлена обслуживаемая аккумуляторная батарея, периодически необходимо проверять уровень и плотность электролита. Уровень электролита проверяется визуально в каждой банке, после откручивания крышки и установки батареи на ровной горизонтальной плоскости. Плотность электролита проверяется при помощи специального прибора – ареометра. Номинальная плотность должна составлять на менее 1,26 г/см3.
Другими словами, для длительного срока службы аккумуляторной батареи необходимо несколько условий: хорошие контакты, без окислов и утечек, оптимальная плотность и уровень электролита, а также соблюдение цикла заряда/разряда токами, равными 10% от ее номинальной емкости. Соблюдая все эти условия, можно с уверенностью говорить о том, что ваш аккумулятор не подведет вас даже в условиях холодной и суровой зимы.
Это когда аккумуляторная батарея «села», времени и возможности зарядить её нет, а ехать, да и погреться, давно уже пора. На помощь приходит водитель другого автомобиля, который очень любезно соглашается позволить вам попробовать подсоединить электрооборудование вашего автомобиля к своей теплой и прилично заряженной батарее для осуществления попытки запуска вашего двигателя.